САМОРЕГУЛЯЦІЯ ЯК МЕХАНІЗМ ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІЙНОЇ НАДІЙНОСТІ МАЙБУТНІХ ФАХІВЦІВ З АВАРІЙНОГО ОБСЛУГОВУВАННЯ ТА БЕЗПЕКИ НА АВІАЦІЙНОМУ ТРАНСПОРТІ

Автор(и)

  • Геннадій Лещенко

DOI:

https://doi.org/10.31499/2307-4906.2.2015.196721

Ключові слова:

Професійна надійність, саморегуляція, аутогенне тренування, ідеомоторне тренування, психічний процес, психічний стан, проблемне навчання, майбутній авіафахівець.

Анотація

У статті зроблено спробу проаналізувати роль саморегуляції у формуванні професійної надійності майбутніх фахівців з аварійного обслуговування та безпеки на авіаційному транспорті. Встановлено, що саморегуляція є одним із провідних механізмів забезпечення професійної надійності фахівців екстремального профілю. Теоретично обґрунтовано та практично доведено ефективність психофізіологічних методів формування саморегуляції курсантів (аутогенне тренування, ідеомоторне тренування, вольова регуляція ритму дихання).

В статье сделана попытка проанализировать роль саморегуляции в формировании профессиональной надежности будущих специалистов по аварийному обслуживанию и безопасности на авиационном транспорте. Установлено, что саморегуляция является одним из ведущих механизмов обеспечения профессиональной надежности специалистов экстремального профиля. Теоретически обосновано и практически доказана эффективность психофизиологических методов формирования саморегуляции курсантов (аутогенная тренировка, идеомоторная тренировки, волевая регуляция ритма дыхания).

Ther’s been made an attempt to analyze the role of self-regulation in the process of the formation of professional reliability of future specialists of aviation emergency service and safety. It’s been found out there is no single understanding of self-regulation of human activity in phylosophy, pedagogy and psychology which makes it difficult to study the mentioned problem. It’s been offered to define the abillity of self-regulation while learning activity as the student’s feature to control his activity while learning, improve his knowledge, skills and abilities. It’s been stated that self-regulation is one of the leading mechanisms to provide the specialist’s professional reliability trained for the extreme situations. The effectiveness of psycho-physiological methods in the formation of student’s self-regulation is theoretically and practically grounded (autogenic training, ideomotor training, volitional regulation of the rhythm of breath).

Посилання

Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К. А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности / отв. ред. Е. В. Шорохова и др. – М. : Наука, 1982. – С. 168–185.

Анохин П. К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / П. К. Анохин ; под ред. К. В. Судакова; сост. В. А. Макаров. – М. : Медицина, 1998. – 400 с.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М. : Высшая школа, 1991. – 206 с.

Гриньова М. В. Саморегуляція: навч.-метод. посіб. / М. В. Гриньова. – Полтава : АСМІ, 2008. – 268 с.

Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 5–12.

Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности: монография / О. А. Конопкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : «Ленанд», 2011. – 320 с.

Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека : автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра психолог. наук : спец. 19.00.01 «Общая психология, история психологии» / В. И. Моросанова; ПИ РАО. – М., 1995. – 40 с.

Осницкий А. К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека : дисс. … д-ра психол. наук : спец. 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / Осницкий Алексей Константинович; Российская академия образования, Психологический ин-т. – М., 2001. – 370 с.

Отт Т. О. Саморегуляция учебно-профессиональной деятельности личности на различных этапах обучения в ВУЗе [Электронный ресурс] / Т. О. Отт, И. С. Морозова. – Режим доступа : http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media67905/071_Ott.pdf.

Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании : учеб. пособ. / Н. И. Шевандрин. – М. : ВЛАДОС, 1995. – Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – 554 с.

##submission.downloads##

Як цитувати

Лещенко, Г. (2020). САМОРЕГУЛЯЦІЯ ЯК МЕХАНІЗМ ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІЙНОЇ НАДІЙНОСТІ МАЙБУТНІХ ФАХІВЦІВ З АВАРІЙНОГО ОБСЛУГОВУВАННЯ ТА БЕЗПЕКИ НА АВІАЦІЙНОМУ ТРАНСПОРТІ. Збірник наукових праць Уманського державного педагогічного університету, (2). https://doi.org/10.31499/2307-4906.2.2015.196721

Номер

Розділ

Статті