ПИТАННЯ ОРГАНІЗАЦІЇ ДОЗВІЛЛЄВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ШКОЛЯРІВ У РОБОТІ ДИТЯЧИХ ГРОМАДСЬКИХ ОРГАНІЗАЦІЙ ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ ХІХ – ПОЧАТКУ ХХ СТОЛІТТЯ
DOI:
https://doi.org/10.31499/2307-4906.3.2014.196856Ключові слова:
Дозвілля, види дозвіллєвої діяльності, дитячі організації, об’єднання (товариства), школярі, leisure, types of leisure activities, children organizations and associations (partnerships), schoolchildren.Анотація
Стаття присвячена розгляду питань організації дозвіллєвої зайнятості дітей шкільного віку другої половини ХІХ – початку ХХ століття. Указується на важливість даної проблеми. Розглядаються підходи до ролі та значення дозвілля для розвитку особистості дитини. Розкрито внесок громадських організацій та об’єднань для дорослих в забезпечення дозвіллєвої зайнятості школярів. Звернено увагу на діяльність кооперативів у сфері вільного часу. Схарактеризовано педагогічні можливості дитячих громадських організацій та об’єднань у задоволенні дозвіллєвих потреб дітей шкільного віку. Показано різноплановість діяльності організацій та об’єднань. Наведені приклади діяльності деяких дитячих організацій та об’єднань (товариств).
Статья посвящена рассмотрению вопросов организации досуговой занятости детей школьного возраста второй половины ХІХ – начала ХХ века. Указывается на значимость данной проблемы. Рассматриваются подходы к роли и значению досуга для развития личности ребёнка. Раскрыто вклад общественных организаций и объединений для взрослых в обеспечение досуговой занятости школьников. Обращено внимание на деятельность кооперативов у сфере свободного времени. Дана характеристика педагогическим возможностям детских общественных организаций и объединений в удовлетворении досуговых потребностей детей школьного возраста. Показано разносторонность деятельности организаций и объединений. Приведены примеры деятельности некоторых детских организаций и объединений (товариществ).
The article is devoted to the issues of schoolchildren’s leisure activity of the late ХІХ – early ХХ centuries. The importance of the problem is indicated. Approaches to the role and importance of leisure for the child’s development are considered. The contribution of community organizations and adults’ associations in providing pupils’ leisure activity is revealed. Attention is paid to the activities of cooperatives in the field of free time. Pedagogical possibilities of children’s public organizations and associations to meet the pupils’ needs in leisure activity are determined. Activity diversity of the organizations and the associations is shown. The example of some children organizations and unions are given.
Посилання
Всеукраїнський учительський з’їзд. Тези докладів, дебати, постанови. – Київ, 1917. – 39 с.
Гюйо М. Искусство с социологической точки зрения / М. Гюйо ; пер. Д. А. М. – С.-Петербург, 1900. – 463 с.
Демков М. И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических курсов женских гимназий. Часть ІІ: [Теория и практика воспитания] / М. И. Демков. – Москва, 1908. – 338 с.
Задачи общества «Детский труд и отдых». – М. : Посредник, 1909. – 8 с.
Крюков С. Н. Дети – граждане будущего. (Детские клубы и площадки) / С. Н. Крюков. – М. : Изд. Московского союза потребительских обществ, 1916. – 24 с.
Мединский Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / Е. Н. Мединский. – [второе издание, значительно дополненное и переработанное]. – М. : кн-во «Наука», 1914. – 328 с.
Охрана полезных птиц // Народная школа. – 1880. – № 8. – С. 66–67.
Савчук Борис. Український Пласт 1911–1939 / Борис Савчук ; упоряд. О. Сич. – Івано-Франківськ : Лілея-НВ, 1996. – 268 с.
Шацкий С. Т. Педагогические сочинения : в 4-х т. / С. Т Шацкий ; под ред. И. А. Каирова, Л. Н. Скаткина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1962. – Т. 1. – 304 с.
Школьные майские союзы для изучения и защиты птичек. – СПБ, 1905. – 40 с.